Щебень относится к основным природным материалам, используемым в дорожном строительстве. К нему выдвигается ряд условий: высокое качество, прочность, устойчивость к существенным механическим нагрузкам.
Какая фракция допустима для щебня, используемого для дорожного строительства? Как правило, для дорог подходит три фракции: 20-40, 40-70, 5-20. Особым спросом пользуется кубовидный гранитный щебень.
Этот вид щебня отличается отличной стойкостью, он не образует трещин и хорошо укладывается на дорожное покрытие. Кубовидный гранитный щебень увеличивает в 2 раза срок эксплуатации дорог. Также благодаря нему можно сэкономить на битуме и цементе, содержание которых допускается сократить в асфальте.
Фракция кубовидного щебня 5-20, в нем содержатся зерна лещадной и игловатой формы менее 15%.
Классификация щебня из гранита основана на размере зерна. Для дорожного строительства рекомендуется применять гранитный щебень фракции 20-40 и 40-70.
Щебень фракции 20-40 можно использовать при ремонте старых дорог (только при условии, что основание подготовлено, а именно снят верхний слой грунта). В грунт щебень такой фракции не уходит, для нее достаточно минимальной подготовки дороги, однако следует использовать асфальтовую крошку для финишного покрытия, чтобы исключить расползание зерен 20-40 под колесами машин.
Щебень фракции 40-70. Такая фракция используется при условии отсутствия основания, подготовленной подушки и снятого верхнего слоя грунта. Это крупная фракция, по ней неудобно ходить пешком, ездить на велосипедах и даже сложно проехать легковому автомобилю.
Щебень фракции 40-70 слабо уходит в грунт, а потому крупные камни создают дискомфорт передвигающемуся по дороге пешему человеку и велосипедисту. Решить данную проблему можно, покрыв ее сверху мелким щебнем либо асфальтовой крошкой.
Виталий Продан
© rusin.in.ua 09.01.2021