В дорожном строительстве для улучшения износостойкости дорожного покрытия применяется гранитный щебень. Для дорожного строительства подходит гранитный щебень следующих фракций: 5-20, 20-40 и 40-70.
Строители предпочитают использовать кубовидный гранитный щебень, отличающийся повышенной стойкостью. Срок эксплуатации дорог из кубовидного гранитного щебня увеличивается в 2 раза. Он идеально укладывается на дорожное покрытие и не образует трещин.
Также использование кубовидного щебня позволяет строить дороги без добавления цемента и битума, вследствие чего упрощается процесс укладки асфальта.
Применение гранитного щебня фракции 20-40. Ремонт старых дорог, если основание частично подготовлено (снят верхний слой грунта). Щебень данной фракции не уйдет в грунт. Для применения 20-40 достаточно минимальной подготовки дороги. Однако следует при финишном покрытии применить асфальтовую крошку, чтобы предотвратить расползание зерен 20-40 под колесами автотранспорта.
Применение гранитного щебня фракции 40-70. Материал используется при условии отсутствия основания, подготовленной подушки. Также не требуется снятие верхнего слоя грунта. Щебень фракции 40-70 можно использовать в условиях заболоченной местности, если в планах проезд спецтехники по дороге.
Это крупная фракция, а потому по ней с трудом проедет легковой автомобиль. Также по ней некомфортно ходить пешком и передвигаться на велосипеде. В грунт она уходит на минимальную глубину и крупные камни будут ощущаться при передвижении, а потому для ее покрытия рекомендуется использовать мелкий щебень или асфальтовую крошку.
Параметры щебня, имеющие значения для дорожно-строительной отрасли:
- Прочность.
- Зерновой состав.
- Форма зерен щебня.
Однако не только гранитный щебень применяется в дорожно-строительной отрасли.
Условные три группы щебня для применения в дорожном строительстве:
- Устройство дорожных оснований. В большей степени применяются рыхлые горные и осадочные скальные породы следующих фракций: 5-15, 10-20, 20-40, 40-70, 5-20 и 5-40.
- Устройство нижних асфальтированных слоев дорожного покрытия. Фракции: 5-10, 10-20, 20-40 (магматические и метаморфические горные породы).
- Устройство верхних асфальтируемых слоев дорожного покрытия, включая литые асфальтобетонные смеси и щебеночно-мастичный асфальт. Щебень фракции 5-20 из магматических и частично метаморфических горных пород.
Щебень, применяемый для строительства дорог, должен быть устойчивым к механическому истиранию и разрушительному воздействию природных факторов.
Гранитный щебень позволяет создать эффективное, износостойкое дорожное покрытие. Известняковый щебень уступает по прочности гранитному щебню, но отличается хорошей устойчивостью к перепадам температуры и сохраняет свою прочность после 100 циклов замораживания/оттаивания. Щебень из известняка идет на подушку под основание дороги.
Виталий Продан
© rusin.in.ua 15.04.2021
Хорошо бы, чтобы дорожники задавались вопросом какой фракции нужен щебень для дороги и использовали то, что нужно и придерживались технологии, а то асфальт сходит вместе со снегом и даже смывается дождем.